Фундаментальное значение в процессе формирования идей политической философии Китая сыграло ничто иное, как учение Конфуция, жившего в 551-479 годах до нашей эры. Его жизненные взгляды были изложены в книге под названием «Лунь юй» или «Беседы и высказывания». Авторами ее являются ученики великого древнекитайского философа. На протяжении столетий книга значительным образом влияла на мировоззрение и на образ жизни, даже на мышление китайцев. Дети заучивали ее наизусть, а еще к ее авторитету неизменно апеллировали взрослые, разбираясь в делах не только семейных, но и политических.
Императорская мысль
Опираясь на традиции и свое мировоззрение, Конфуций развил патриархально-патерналистскую идею государства. Страна им трактуется как одна, большая семья. Императорская власть – это правление «сына неба», оно подобно власти отца в семействе. Что до взаимоотношений правящих с подданными, то они приравниваются к семейным отношениям, в которых младшие находятся в зависимости от старших. Социально-политическая иерархия, изображаемая Конфуцием, построена на принципе изначального неравенства людей. То есть, есть «темные люди» или «простолюдины». Они считались «низкими» или «младшими», а потому должны были подчиняться «благородным мужам», то есть, «лучшим» или «высшим». Их считали «старшими».
Тем самым Конфуций поддерживал аристократическую концепцию управления, ведь простые люди полностью отстранялись от участия во всех делах государства. И такая политическая мысль Китая во многом, кстати, сохранилась и по сей день. Она нашла применение в концепции взаимоотношений внутри корпораций.
Стоит заметить, что политический идеал Конфуция состоял в аристократическом правлении, как источнике обродетели и знаний. Речь не шла о родовой знати или о богатых, так что его идеальная конструкция управления государством заметно отличалась от бытовавших в то время социальных и политических реалий. Но, именно благодаря этому она и обладала некоторым критическим потенциалом. В целом же для Конфуция, а также для всех его последователей, несмотря на ряд критических замечаний и суждений, было характерно большей мерой примиренческое, даже компромиссное, а вовсе не критическое отношение к тем порядкам, которые существовали в стране.
Известно, что конфуцианству было присуще требование соблюдения в управлении государством принципа добродетели. И это выгодно отличает учение от практики деспотического управления, которая, увы, была привычна Китаю. Концепция Конфуция не оправдывала деспотическое насилие по отношению к подданным и отвергала отсутствие моральной сдержанности в политике. Этот философ поддерживал ненасильственные методы правления, призывая правителей и чиновников, а также их подданных выстраивать взаимоотношения на добродетели.
Основой политической мысли Китая в видении Конфуция был внутренний мир между верхами и низами. И надо сказать, что такие идеи политической философии были и остаются необычайно актуальными.